Поделись улыбкою своей (репортаж с концерта в БЗК. Сен-Санс и Чайковский)

21 и 23 октября 2022 года Госоркестр России имени Светланова дал концерты в зале «Зарядье» и Большом зале Московской консерватории.

Встреча с музыкой Шостаковича – всегда событие. Едва начав слушать, погружаешься в понимание, что перед тобой нечто огромное, повествуемое сдержанным суровым языком и требующее усилий. И вот – Госоркестр России имени Евгения Светланова анонсирует музыку Шостаковича – Первый скрипичный концерт. Солистом выступает многоопытный Вадим Репин, и мы идем на этот концерт, почти сжимаясь от ужаса перед тем, что будет нам рассказано.

Не только Шостакович – под стать масштабам зала Зарядье заявлен ещё и Стравинский. Но главное, конечно, он – великий и немногословный Шостакович.

На огромных пространствах Концерта идет рассказ о жизни и смерти – и автор напоминает нам, что ничего в этой теме не меняется, что со времен барокко именно идея несчастья вдохновляет творцов и остается очень важной для всего человечества. И чтобы отринуть всякие сомнения, он воскрешает давний барочный прием: сольная каденция помещена не перед ликующим финалом, а в продолжение важнейшей Пассакальи.

И все именно так и происходит. Вадим Репин обладает магическим умением с первых же звуков своей скрипки предупредить: разговор пойдет о важном, более того – великом. И это оцепенение не покинет нас все то время, пока он священнодействует на сцене.

Ещё – ему помогает оркестр. Извинимся перед читателями за трюизм – оказывается, звучание оркестра сильно зависит от дирижера!

В оба вечера (а оркестр запланировал два концерта с интервалом в один день!) мы слышали гармоничное, ровное, выверенное звучание, где все оркестровые группы взаимодействовали без противоречий! Оказалось, что духовые умеют вступать без выкриков, не подавляя весь оркестр, не говоря уже о солистах! И что фортиссимо не означает общего грохота, в котором и музыки толком не слышно! А ведь в партитуре, скажем, «Весны священной» Игорь Стравинский поручил немало реплик медным духовым – вплоть до туб! Не говоря уже о заключительных частях «Весны», где предписанный автором разгул музыкальной стихии способен обескуражить любого дирижера – но только не Михаила Татарникова, который справлялся со всеми сложностями партитуры без малейшего напряжения!

То же следует отнести и к взаимодействию с солистами.

Избежим тривиальных комплиментов и не станем говорить, что скрипка ни разу – да, дорогой читатель – ни единого раза не была заглушена, ей (и ему, солисту Вадиму Репину) не пришлось «рвать» струны или форсировать звучание – нет, симбиоз оркестра и солиста был поразителен! В четырех частях Первого скрипичного концерта Шостакович как бы устраивает историческую перекличку – то там, то здесь проскальзывают обороты, напоминающие нам о приемах барокко! А для этой великой эпохи скрипка была основным инструментом, которому адресовались все искания – и все находки тоже! И чтобы мы не сбились с пути, третья часть откровенно и названа Пасскальей!

Ну какая, спросите вы, пассакалья в ХХ веке? Самая настоящая, говорят вам солист и автор; отыграв вместе положенные для неё повторы, оркестр деликатно умолкает (слышали бы вы это исчезающее, растворяющееся в пространстве зала diminuendo!) – и тогда скрипка в одиночестве начинает свое самое важное повествование!

Огромная каденция говорит, не умолкая; никаких пассажей или технических красот – только о страданиях человеческого сердца, и мы вспоминаем, что «Нe насытится око видением и не исполнится ухо слышанием» – эти слова из Писания уже тысячу лет как приготовили всех нас к оплакиванию несчастий – но и к преодолению бед. «Не может человек пересказать всего», – сказано там же. И для того чтобы мы не согнулись под тяжестью испытаний, автор заканчивает концерт четвертой частью – Бурлеской. Не ждите карикатур – но и довольно трагизма, говорит он, жизнь, увы, остается фарсом, и шутовской наряд ей тоже к лицу.

Второе отделение было отдано «Весне священной», причем не фрагментам, а полной музыке балета! Следует умолкнуть и только повторить, что дирижер владеет всеми ресурсами оркестра и управляет им настолько блестяще, что скрыть восторг остается невозможным! Что и доказали слушатели, не желавшие отпускать музыкантов со сцены.

(Напомним некий может быть малоизвестный исторический фон. Летом 1891 года французские военные корабли прибыли к российской морской базе в Кронштадте и были встречены не враждебным огнем, но церемониальным салютом. Царь Александр III, чей двоюродный дед противостоял наполеоновскому нашествию, устроил представление с тостом за французских моряков и прослушиванием «Марсельезы». Когда Дягилев в 1907 году начал свою антрепризу, где «Весна» прозвучала впервые, она полуофициально была организована при финансовой поддержке дома Романовых.)

Отвлечемся на мгновение и зададим себе вопрос: что привлекает среднестатистического зрителя на концерт? Мотиваций не слишком много. Это, довольно часто, интересная программа, то есть полюбившиеся произведения, которые хочется услышать снова. Или, в не меньшей степени, полюбившийся исполнитель, причем в этом случае слушательская любовь безотчетна и почти иррациональна. Чем она инспирируется, в наш век СМИ и интернета гадать бесполезно! Вдруг, ни с того ни с сего, начинаются массовые стенания и вопли: ах, почему он так редко дирижирует и ещё реже играет на рояле? И вообще – в какой стране он живет, забросив нас, сирых и убогих, в этой морозной России?

Зачем об этом думать, спросите вы? Да потому, что для устроителей концертов составление интересных программ – не просто главная забота, а настоящая головная боль! Один артист доступен, но зала не собирает. Другой – известен и успешен, но требует непомерного. А к третьему вообще не подступиться, хотя всем понятно, что пик его славы давно позади и налицо излет во всех смыслах этого слова! Причем все эти мысли не о каких-нибудь марсианах – о самой насущной и суровой нашей повседневности. (Недаром таким успехом пользуется серия книг о повседневной жизни исторических персонажей: как много неожиданного и отрезвляющего мы в ней узнаем!)

Xвала Создателю, оркестр эти трудности искусно обходит. В его программах всегда есть некая изюминка или, скажем трезвее, творческая неожиданность, которая подогревает наш слушательский интерес. Такой «изюминкой» в программе второго вечера явилось имя Сен-Санса.

И исполнялась эта программа буквально через день, теперь уже в Большом зале консерватории. Были объявлены Чайковский и Сен-Санс. Избыточно известный Чайковский (Вариации на тему рококо и блистательно сыгранная сюита из «Щелкунчика») – и почти неведомый нам Сен-Санс, Первый виолончельный концерт!

Посетуем, что его замечательная музыка так редка в наших программах, и напомним, что эта подлинная жемчужина создавалась молодым композитором в пору увлечения романтизмом и сильнее всего – Листом! Поэтому и Концерт то ли одночастен – точно, как у Листа, то ли содержит в себе несколько тематически переплетенных частей – тоже как у него! Да ещё и когда из-за кулис появляется солист – Рустам Комачков, музыкант, сияющий от перспективы встречи со светлой и мелодичной музыкой.

Концерт давно в его репертуаре, Сен-Санс имеет в России достойного представителя в его лице! Ни тени угрюмости, столь частой у виолончелистов, нередко воспринимающих свой инструмент с избыточной серьёзностью! Нет, молодой артист пришел делать общее радостное дело, он смотрит на дирижера и ловит его посылы, он что-то говорит первым скрипачам – и в считанные секунды весь оркестр вместе с ним вовлечен в прекрасную стихию сотворчества.

Эмоциональность музыки находит понимание как у солиста, так и у оркестра – притом не следует думать, что это простая задача! Вовсе нет – партитура весьма изобретательна! Наряду с кантиленными темами здесь применяется и разнообразная техника — пассажная и штриховая; используются терцовые, секстовые и октавные последовательности. Интересна по широкому диапазону (пять с половиной октав) и по хроматически-модулирующим сдвигам гамма, заканчивающаяся искусственными флажолетами. Всем этим арсеналом Рустам Комачков владеет безупречно – что еще более усиливает впечатление от гармоничности его игры.

Завершим наши заметки ожиданием перспективы! Объявлены программы абонементов 2023 года, и мы счастливы увидеть в них ещё одно величественное сочинение – Третью симфонию Рахманинова (4 апреля, Концертный зал имени Чайковского). Да ещё и под руководством Дмитрия Юровского! Ждать совсем недолго – меньше, чем полгода!

Затаим дыхание: зная уровень Госоркестра и серьёзность его творческих намерений, дождемся этого концерта! До скорой встречи, дорогой слушатель! Концерты организуются для вас!

Александр Церетели

Classical Music News

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *