Поделись улыбкою своей (репортаж с концерта в БЗК. Сен-Санс и Чайковский)

21 и 23 октября 2022 года Госоркестр России имени Светланова дал концерты в зале «Зарядье» и Большом зале Московской консерватории.

Встреча с музыкой Шостаковича – всегда событие. Едва начав слушать, погружаешься в понимание, что перед тобой нечто огромное, повествуемое сдержанным суровым языком и требующее усилий. И вот – Госоркестр России имени Евгения Светланова анонсирует музыку Шостаковича – Первый скрипичный концерт. Солистом выступает многоопытный Вадим Репин, и мы идем на этот концерт, почти сжимаясь от ужаса перед тем, что будет нам рассказано.

Не только Шостакович – под стать масштабам зала Зарядье заявлен ещё и Стравинский. Но главное, конечно, он – великий и немногословный Шостакович.

На огромных пространствах Концерта идет рассказ о жизни и смерти – и автор напоминает нам, что ничего в этой теме не меняется, что со времен барокко именно идея несчастья вдохновляет творцов и остается очень важной для всего человечества. И чтобы отринуть всякие сомнения, он воскрешает давний барочный прием: сольная каденция помещена не перед ликующим финалом, а в продолжение важнейшей Пассакальи.

И все именно так и происходит. Вадим Репин обладает магическим умением с первых же звуков своей скрипки предупредить: разговор пойдет о важном, более того – великом. И это оцепенение не покинет нас все то время, пока он священнодействует на сцене.

Ещё – ему помогает оркестр. Извинимся перед читателями за трюизм – оказывается, звучание оркестра сильно зависит от дирижера!

В оба вечера (а оркестр запланировал два концерта с интервалом в один день!) мы слышали гармоничное, ровное, выверенное звучание, где все оркестровые группы взаимодействовали без противоречий! Оказалось, что духовые умеют вступать без выкриков, не подавляя весь оркестр, не говоря уже о солистах! И что фортиссимо не означает общего грохота, в котором и музыки толком не слышно! А ведь в партитуре, скажем, «Весны священной» Игорь Стравинский поручил немало реплик медным духовым – вплоть до туб! Не говоря уже о заключительных частях «Весны», где предписанный автором разгул музыкальной стихии способен обескуражить любого дирижера – но только не Михаила Татарникова, который справлялся со всеми сложностями партитуры без малейшего напряжения!

То же следует отнести и к взаимодействию с солистами.

Избежим тривиальных комплиментов и не станем говорить, что скрипка ни разу – да, дорогой читатель – ни единого раза не была заглушена, ей (и ему, солисту Вадиму Репину) не пришлось «рвать» струны или форсировать звучание – нет, симбиоз оркестра и солиста был поразителен! В четырех частях Первого скрипичного концерта Шостакович как бы устраивает историческую перекличку – то там, то здесь проскальзывают обороты, напоминающие нам о приемах барокко! А для этой великой эпохи скрипка была основным инструментом, которому адресовались все искания – и все находки тоже! И чтобы мы не сбились с пути, третья часть откровенно и названа Пасскальей!

Ну какая, спросите вы, пассакалья в ХХ веке? Самая настоящая, говорят вам солист и автор; отыграв вместе положенные для неё повторы, оркестр деликатно умолкает (слышали бы вы это исчезающее, растворяющееся в пространстве зала diminuendo!) – и тогда скрипка в одиночестве начинает свое самое важное повествование!

Огромная каденция говорит, не умолкая; никаких пассажей или технических красот – только о страданиях человеческого сердца, и мы вспоминаем, что «Нe насытится око видением и не исполнится ухо слышанием» – эти слова из Писания уже тысячу лет как приготовили всех нас к оплакиванию несчастий – но и к преодолению бед. «Не может человек пересказать всего», – сказано там же. И для того чтобы мы не согнулись под тяжестью испытаний, автор заканчивает концерт четвертой частью – Бурлеской. Не ждите карикатур – но и довольно трагизма, говорит он, жизнь, увы, остается фарсом, и шутовской наряд ей тоже к лицу.

Второе отделение было отдано «Весне священной», причем не фрагментам, а полной музыке балета! Следует умолкнуть и только повторить, что дирижер владеет всеми ресурсами оркестра и управляет им настолько блестяще, что скрыть восторг остается невозможным! Что и доказали слушатели, не желавшие отпускать музыкантов со сцены.

(Напомним некий может быть малоизвестный исторический фон. Летом 1891 года французские военные корабли прибыли к российской морской базе в Кронштадте и были встречены не враждебным огнем, но церемониальным салютом. Царь Александр III, чей двоюродный дед противостоял наполеоновскому нашествию, устроил представление с тостом за французских моряков и прослушиванием «Марсельезы». Когда Дягилев в 1907 году начал свою антрепризу, где «Весна» прозвучала впервые, она полуофициально была организована при финансовой поддержке дома Романовых.)

Отвлечемся на мгновение и зададим себе вопрос: что привлекает среднестатистического зрителя на концерт? Мотиваций не слишком много. Это, довольно часто, интересная программа, то есть полюбившиеся произведения, которые хочется услышать снова. Или, в не меньшей степени, полюбившийся исполнитель, причем в этом случае слушательская любовь безотчетна и почти иррациональна. Чем она инспирируется, в наш век СМИ и интернета гадать бесполезно! Вдруг, ни с того ни с сего, начинаются массовые стенания и вопли: ах, почему он так редко дирижирует и ещё реже играет на рояле? И вообще – в какой стране он живет, забросив нас, сирых и убогих, в этой морозной России?

Зачем об этом думать, спросите вы? Да потому, что для устроителей концертов составление интересных программ – не просто главная забота, а настоящая головная боль! Один артист доступен, но зала не собирает. Другой – известен и успешен, но требует непомерного. А к третьему вообще не подступиться, хотя всем понятно, что пик его славы давно позади и налицо излет во всех смыслах этого слова! Причем все эти мысли не о каких-нибудь марсианах – о самой насущной и суровой нашей повседневности. (Недаром таким успехом пользуется серия книг о повседневной жизни исторических персонажей: как много неожиданного и отрезвляющего мы в ней узнаем!)

Xвала Создателю, оркестр эти трудности искусно обходит. В его программах всегда есть некая изюминка или, скажем трезвее, творческая неожиданность, которая подогревает наш слушательский интерес. Такой «изюминкой» в программе второго вечера явилось имя Сен-Санса.

И исполнялась эта программа буквально через день, теперь уже в Большом зале консерватории. Были объявлены Чайковский и Сен-Санс. Избыточно известный Чайковский (Вариации на тему рококо и блистательно сыгранная сюита из «Щелкунчика») – и почти неведомый нам Сен-Санс, Первый виолончельный концерт!

Посетуем, что его замечательная музыка так редка в наших программах, и напомним, что эта подлинная жемчужина создавалась молодым композитором в пору увлечения романтизмом и сильнее всего – Листом! Поэтому и Концерт то ли одночастен – точно, как у Листа, то ли содержит в себе несколько тематически переплетенных частей – тоже как у него! Да ещё и когда из-за кулис появляется солист – Рустам Комачков, музыкант, сияющий от перспективы встречи со светлой и мелодичной музыкой.

Концерт давно в его репертуаре, Сен-Санс имеет в России достойного представителя в его лице! Ни тени угрюмости, столь частой у виолончелистов, нередко воспринимающих свой инструмент с избыточной серьёзностью! Нет, молодой артист пришел делать общее радостное дело, он смотрит на дирижера и ловит его посылы, он что-то говорит первым скрипачам – и в считанные секунды весь оркестр вместе с ним вовлечен в прекрасную стихию сотворчества.

Эмоциональность музыки находит понимание как у солиста, так и у оркестра – притом не следует думать, что это простая задача! Вовсе нет – партитура весьма изобретательна! Наряду с кантиленными темами здесь применяется и разнообразная техника — пассажная и штриховая; используются терцовые, секстовые и октавные последовательности. Интересна по широкому диапазону (пять с половиной октав) и по хроматически-модулирующим сдвигам гамма, заканчивающаяся искусственными флажолетами. Всем этим арсеналом Рустам Комачков владеет безупречно – что еще более усиливает впечатление от гармоничности его игры.

Завершим наши заметки ожиданием перспективы! Объявлены программы абонементов 2023 года, и мы счастливы увидеть в них ещё одно величественное сочинение – Третью симфонию Рахманинова (4 апреля, Концертный зал имени Чайковского). Да ещё и под руководством Дмитрия Юровского! Ждать совсем недолго – меньше, чем полгода!

Затаим дыхание: зная уровень Госоркестра и серьёзность его творческих намерений, дождемся этого концерта! До скорой встречи, дорогой слушатель! Концерты организуются для вас!

Александр Церетели

Classical Music News

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *